Новости региона
Главная / Новости / Новости региона

Гродненщина будущего: новые магистрали, энергоэффективное жилье, студенческое общежитие и онкодиспансер. Интервью с заместителем председателя облисполкома Владимиром Дешко

06.07.2020
Новости региона
Два года назад во время рабочего визита Президента в Гродно Главе государства с просьбой о поддержке представили несколько стратегически важных для области проектов в сфере строительства. Речь шла о возведении в областном центре двух новых студенческих общежитий, онкологического диспансера, реконструкции Старого замка, строительстве большой объездной магистрали вокруг города и реконструкции старого железнодорожного моста. Сегодня смело можно говорить о результатах тогдашней встречи. В прошлом году новоселье в Гродно справили студенты-медики. В сентябре порог нового общежития переступят студенты Купаловского университета. Завершается первая очередь реконструкции Старого замка. Полным ходом идут работы на железнодорожном мосту и строительстве объездной магистрали. Заместитель председателя облисполкома Владимир Дешко подробно рассказал об объектах, взятых в работу после визита Президента, о перспективах энергоэффективного строительства и о том, как удалось вывести отрасль на новый уровень развития. 

9ee29e1608c56ccf9d3acf68a7d82bec.JPG

На новом этапе

На протяжении тринадцати лет с 1987 года Владимир Дешко возглавлял строительно-монтажное объединение «Гроднопромстрой». Он хорошо помнит, как развивалась строительная отрасль в советский период и что начало происходить после распада СССР. 

– В одночасье прекратилось союзное финансирование всех крупных строительных объектов: «Гроднопромстрой» потерял самые большие и серьезные заказы на предприятиях «Гродно Азот» и «Химволокно», – вспоминает Владимир Дешко. – Строители остались почти без работы: выходили на объекты буквально два-три раза в неделю по четыре часа в день. Несколько раз в год приходилось уходить в отпуск за свой счет. Зарплату строительные тресты могли не платить по полгода. 

В административном здании «Гроднопромстрой» на зиму отключали отопление, чтобы сэкономить. Отопления не было и на производстве: на заводе железобетонных конструкций, чтобы получить энергию для пропарки железобетона, к примеру, использовали старый паровоз, который топили углем, продолжает Владимир Дешко. 

DPP_47527.JPG

– Сегодня такое трудно представить. Ни один руководитель, которому довелось стоять у руля в начале 1990-х годов, не забудет те ужасные условия, в которых приходилось работать, заботиться о коллективе и каким-то образом держаться на плаву. К 1994 году сфера строительства – кадровый, производственный потенциал, отраслевая наука находились на грани. И только после первых выборов Президента появилась надежда, что все может измениться к лучшему. 

Начали разрабатываться и приниматься конкретные программы в сфере строительства. Возобновилось строительство ЖСПК, тогда как несколько лет до этого новое жилье в Беларуси не возводилось вообще. Появились программы возрождения села: в каждом хозяйстве строились небольшие домики. В народе их назвали «президентскими». 

DPP_47570.JPG

Возобновилось строительство молочно-товарных ферм и свиноводческих комплексов, детских садов и школ, больниц и поликлиник, спортивных объектов. 

– Но главное – было принято решение о формировании инновационного фонда в сфере строительства, – отмечает Владимир Дешко. – Взносы в фонд на развитие отрасли по некоторым заказчикам доходили до 13 процентов от стоимости строительства. Это было волевое решение, которое помогло нам в буквальном смысле слова реанимировать строительный комплекс. В «Гроднопромстрое» в начале 90-х не было ни одного башенного крана, срок службы которого не превышал бы нормативный. Благодаря средствам фонда мы полностью обновили оборудование. 

В большом кольце магистрали

Кровеносная система любой экономики – дороги. В Гродно была построена внутригородская кольцевая магистраль, которая помогла перераспределить транспортные потоки и разгрузить центр города. Потом на протяжении примерно двух лет в регионе шла масштабная реконструкция стратегически значимой транспортной артерии – автомагистрали М6 Минск–Гродно. На территории области дорожные строители модернизировали 120 километров дороги, превратив двухполосное движение в четырехполосное. И сделали это, к слову, быстрее коллег из Минской области, которым предстояло реконструировать всего лишь 33 километра. Теперь в реализации новый проект – строительство внешней объездной магистрали вокруг Гродно с реконструкцией старого железнодорожного моста под четырехполосный автомобильный с выходом на М6. Работы здесь уже идут полным ходом. Протяженность моста – примерно 280 метров. В 1960-е годы во время возведения планировалось, что по нему пойдут армейские железнодорожные составы, поэтому опоры сооружения способны выдержать груз до 20 тысяч тонн. 

53eaac5df94eca1ecad8e1382eb735cd.JPG

В большую объездную магистраль заложена стратегия развития и роста города минимум на 50 лет вперед. Речь идет как о новых жилых застройках, так и о промышленных зонах, подчеркнул Владимир Дешко. Концепция большого кольца продумана до мелочей. После трассы М6 дорога выйдет на проспект Космонавтов, пересекая Скидельское шоссе. В перспективе новая кольцевая магистраль проляжет в районе улицы Карского и выйдет на застраиваемый жилой микрорайон Грандичи, а оттуда – на автодорогу Гродно–Друскининкай мимо КСМ. Все 40 километров новой дороги будут полностью освещены. По ней проложат троллейбусные линии. 

– Молодой микрорайон Южный – это 75 000 человек в перспективе, Грандичи – 65 000. Большая кольцевая магистраль станет самым коротким и быстрым способом сообщения между этими двумя жилыми «анклавами». В западной части кольца – выход к Августовскому каналу, что, безусловно, выгодно туризму. КСМ получит короткий доступ к сырьевой базе. Кроме того, весь транзитный транспорт, следующий в минском направлении из Польши и Литвы и обратно, сможет не заезжать в город, а двигаться в объезд по кольцу. Это, согласитесь, большой логистический плюс, – пояснил Владимир Дешко. 

6a0519fad8263eb057ce3f6e7d74913e.jpg

Энергоэффективность в каждый дом

Новые подъездные пути со стороны трасс М7 Минск–Вильнюс и Р45 Вильнюс–Полоцк получила и будущая Белорусская АЭС. К слову, первый камень на строительстве атомной электростанции в Островце был заложен восемь лет назад. Подготовительные работы к реализации крупнейшего проекта начались еще раньше. Город благодаря этому расцвел: на глазах выросли новые жилые микрорайоны, а вместе с ними расширилась социальная инфраструктура – появились новые детские сады, школы, больница, спортивные объекты. В перспективе еще много проектов строительства и реконструкции, которые превратят Островец из небольшого городского поселка в настоящий город атомщиков – ядро белорусской энергетики. 

787d3ddcb7de2c526b735cc28960cd48.JPG

– Во время последнего рабочего визита в Гродно Президент отметил, что в сфере строительства Гродненщина – один из лучших регионов в стране. Почему так? Думаю, хороший опыт мы получили, когда «Гроднопромстрой» и другие строительные организации области участвовали в возведении военных городков в Слониме, Лиде и в Росси под флагом «Гродножилстрой», работая на объектах вместе с немцами и финнами, – поясняет Владимир Дешко. – Это помогло не только удержаться на плаву в трудное время, но и приобрести ценные навыки. Строительство атомной электростанции – еще один серьезный шаг вперед, освоение принципильно новых методов, подходов и технологий. Знания и опыт, который получили наши кадры на возведении БелАЭС и объектов города энергетиков, бесценен.
7ffb1208218c049b8a441e026975a845.jpg

Возведение АЭС дает толчок энергоэффективному строительству. В этом направлении гродненский регион тоже в числе лидеров. Уже сегодня в области возводятся дома, в которых для обогрева используются энергоэффективные технологии. От привычного многоэтажного жилья они отличаются в первую очередь тем, что не встроены в существующую систему центрального отопления. Такие дома можно увидеть завершенными в агрогородке Луцковляны и строящимися в Скиделе, Слониме и Вороново. В скором времени в Гродно планируется реализовать еще один проект «зеленого» квартала, где в эксплуатацию введут сразу несколько энергоэффективных домов. Предполагается, что он разместится в микрорайоне Фолюш на месте бывшей войсковой части. Владимир Дешко называет застройку «кварталом будущего»: через несколько десятков лет такие станут массовыми и отодвинут в сторону другие инженерные решения. Более того, энергоэффективные технологии будут использоваться при строительстве школ, детских садов, больниц, поликлиник. 

Луцковляны_3.JPG

Строительство онкодиспансера

В течение последних пяти лет в области было построено и реконструировано более 10 объектов здравоохранения. В 2018 году справил новоселье областной кожно-венерологический диспансер. Произошло много нового в системе здравоохранения районов. Совсем скоро в эксплуатацию введут вторую очередь строительства Островецкой центральной районной клинической больницы, а в Гродно началось возведение онкодиспансера. Это один из важнейших объектов для системы здравоохранения области, который в прямом смысле слова жизненно необходим людям. После его ввода в эксплуатацию онкобольные пациенты смогут получать помощь в профильном медучреждении с самым современным оборудованием. 

Онкодиспансер_3.JPG

– Изначально онкодиспансер был запроектирован на базе областной клинической больницы, – рассказывает Владимир Дешко. – Это должен был быть семиэтажный корпус с семью операционными, но дальше проекта дело не пошло, пока два года назад председатель облисполкома Владимир Кравцов не озвучил идею строительства Президенту во время его рабочего визита в Гродно. Глава государства нас поддержал и принял соответствующее решение. 

Радиологический корпус по проекту должен быть завершен к осени следующего года. Одновременно строятся кислородная станция и трансформаторная подстанция. В это время институт «Гродногражданпроект» готовит на экспертизу проект третьей, четвертой и пятой очередей строительства.
Архитектурное лицо туристического региона

Самые сложные объекты, за которые осмелится взяться далеко не каждый, – возрождение памятников архитектуры. Теперь для Гродненщины, учитывая ее безвизовый статус, исторические архитектурные достопримечательности – лицо региона. Несколько лет назад активные работы начались на Гольшанском и Кревском замках, была восстановлена именитая усадьба Михала Клеофаса Огинского в Залесье. Сейчас продолжаются реконструкция и реставрация Новогрудского замка, усадебно-паркового комплекса в Святске. В Лидском замке восстановлена еще одна башня. Более 12 миллионов рублей с момента начала работ уже вложено в реконструкцию Старого замка. Некоторые объекты первой очереди уже сданы, сейчас проектируется вторая. На окончательное завершение работ, по словам Владимира Дешко, потребуется еще несколько лет. Знаковое событие для культуры не только региона, но и всей страны – капитальный ремонт одного из древнейших храмов Беларуси – Свято-Борисо-Глебской церкви в Гродно. На преобразование деревянной стены храма были выделены средства из фонда Президента по поддержке культуры и искусства. Сейчас новая стена сделана из современного, качественного материала, но не исключено, что она станет временной и спустя годы кто-нибудь вернется к идее полностью восстановить оригинал, фрагменты которого во время обрушения храма погрузились на дно Немана. 

60660b173b4444c3795e68e0a28df89c.jpg

– Процесс восстановления памятников архитектуры очень трудоемкий. Он отнимает годы. Возникает много споров, много расхождений во мнениях в среде историков и экспертов по поводу того, как должны выглядеть объекты после реконструкции. В таких вещах важна настойчивость, чтобы начатый процесс не останавливался, несмотря на трудности, – подчеркнул заместитель председателя облисполкома. – Все, что сделано в регионе в сфере строительства за последние два с половиной десятилетия, – заслуга людей, их упорного труда и решительности, грамотного руководства. Не зря говорят, что лучший отдых – это хорошо организованная работа, когда видишь вдохновляющий конкретный результат и перспективы для развития.
К списку