Официально
Главная / Новости / Официально

Руслан Абрамчик: «Новации, которые будут внесены в Кодекс об образовании, необходимы исключительно для развития системы образования»

20.10.2021
Официально
Руслан Абрамчик, начальник главного управления образования облисполкома:

– Процесс обновления Кодекса об образовании развивается полностью в соответствии с белорусским законодательством. Проект документа был рассмотрен на весенней сессии белорусского парламента, после чего во всех регионах страны прошло обсуждение в педагогических коллективах с выездом депутатов на места. Причем эти встречи проходили с представителями педагогической общественности разных направлений – общего среднего, дошкольного, среднего специального образования, с педагогами высшей школы. Обсуждение длилось несколько месяцев, а результаты послужили материалом для внесения определенных точечных доработок в Кодекс. Доработанный проект был представлен на рассмотрение Главы государства и нашел у него поддержку. Сейчас документ ждет второе чтение парламента.

В целом все новации, которые будут внесены в Кодекс, необходимы исключительно для развития и совершенствования системы образования нашей страны. Они направлены на создание комфортных условий обучения для каждого ребенка на разных этапах его обучения, начиная с детского сада, заканчивая студенчеством.

Одно из важнейших нововведений – внедрение комплексной независимой оценки знаний учащихся. К этой новации система образования планомерно двигалась уже не первый год. Впервые такое предложение было озвучено в 2017 году, сегодня же оно находится на стадии внедрения в общеобразовательный процесс. В стране будет введен единый национальный экзамен, и уже в 2023 году первые выпускники сдадут объединенный выпускной экзамен за курс средней школы, он же будет вступительным в высшие учебные заведения по нескольким предметам: белорусскому и русскому языкам, математике. Эта новация, на мой взгляд, полностью оправдана. Во-первых, снизится нагрузка на школьников, во-вторых, это позволит дать независимую оценку качеству знаний учащихся.

Вместе с тем предлагается сохранить тестирование как основную форму вступительных испытаний в вузы. Также специалисты и эксперты не исключают возможность введения внутреннего экзамена по профильному предмету в учреждениях высшего образования при поступлении на отдельные специальности.

Важным остается и упорядочение структуры учреждений образования. Это определенные изменения в профессиональном образовании: мы придем к единому классу учреждений – колледжам. Это также упорядочение наименований дошкольных учреждений образования: уйдет такая формулировка, как «ясли-сад», останутся просто детские сады и дошкольные центры развития ребенка.  Согласно новому законопроекту, право на получение наименования образовательного учреждения будет доступно лишь юридическим лицам, прошедшим аккредитацию. Это действительно необходимо. Порой мы сталкиваемся с рядом организаций, которые, не регистрируясь и не проходя аккредитацию, оказывают образовательные услуги, называясь школами, гимназиями. Или с тем, как обучают детей школьного возраста на дому, в дистанционном формате, не неся при этом ответственность ни за безопасность детей, ни за качество знаний. Разумеется, такого быть не должно, и новшества в Кодексе позволят избежать подобных случаев.

Изменений предвидится множество. Так, к примеру, в проекте Кодекса отражены новые нормы в подходах получения инклюзивного образования. Ребята с психофизическими особенностями наравне с другими будут иметь возможность получения знаний. При этом будут учитываться индивидуальные потребности и способности ученика. Кроме того, у школьников появится возможность использовать дистанционные образовательные технологии при любой форме обучения на всех уровнях образования.

В целом изменения, которые мы сегодня обсуждаем, совершенно ожидаемы и исходят из потребностей в первую очередь учащихся. Мы закрепляем те нормы, которые возникли в объективной реальной деятельности учреждений всех типов, детально анализируем их сложившуюся практику, реализуем подходы Главы государства по обеспечению социальной справедливости в системе образования, а также внедряем наработки лучших педагогов и ученых страны. Уверен, они позволят и в дальнейшем совершенствовать систему образования республики.
К списку